Поздно ли мне изучать английский язык?
Этот вопрос наши преподаватели слышат практически каждый день. Причем от людей совершенно разных возрастов: и пенсионеров, и 20-ти летних студентов. А самое интересное заключается в том, что последние задают его ненамного реже, чем первые.
Стоит отметить, что формулировка вопроса сама по себе не подразумевает четкого ответа. Существует ли определенная граница, после которой изучать новый язык уже абсолютно невозможно, никто из ученых пока не определил да и вряд ли определит.
Представьте себе подобную картину: вы наконец-то собираете волю в кулак и приходите записаться на ближайшие курсы английского. На входе вас любезно спрашивают: «Сколько вам лет? 43? Нет, вам язык изучать уже поздно, ничего не получится. А вот было бы вам 41, тогда ещё можно было бы, а так нет. После 41 уже нельзя».
Абсурдно, не правда ли? Особенно если вспомнить истории полиглотов, которые и в старости продолжают изучать все новые и новые языки.
Безусловно, с возрастом становится сложнее приобретать новые знания. Почему это происходит? Большинство людей глубоко убеждены, что мозг со временем теряет саму способность усваивать большое количество информации. А изучение любого языка, особенно на начальном уровне, предполагает приличный объем незнакомого материала.
На самом деле, физиологически мы не становимся «глупее» со временем, а просто теряем сам навык, привычку приобретать и усваивать новые знания. Многие из нас, закончив школу или, в лучшем случае, институт, просто прекращают активную умственную деятельность как таковую. После выпускных экзаменов от нас уже никто не требует заучивать стихи, физические законы и математические формулы. Мы погружаемся в мир, полный бытовых и рабочих проблем, где редко находится время и желание для изучения чего-либо нового.
Годы такой рутинной жизни оставляют не самый полезный отпечаток на наших интеллектуальных способностях. Более того, мы зачастую попадаем в своеобразный «замкнутый круг задеревеневшего мозга» — чем сильнее мы отвыкаем приобретать новые знания, навыки и умения, тем больше страха возникает у нас перед такой необходимостью.
Таким образом, когда начинающий ученик говорит: «У меня память уже не та», логичным встречным вопросом будет: «А когда вам приходилось запоминать что-то в последний раз? Что-то более сложное, чем номер сотового телефона?» Ведь сегодня ваш мозг такой же как 10 и 20 лет назад, просто вы давно не использовали его для чего-то большего, чем решение повседневных задач.
Здесь будет уместна такая аналогия: чтобы сохранить молодость и подвижность вашего тела, нужны регулярные физические упражнения. Чтобы сохранить молодость и подвижность ваших мыслительных процессов… Вы уже догадались? Разгадывайте кроссворды, помогайте детям делать математику, сочиняйте стихи. И, конечно, учите английский.
Написал: Дмитрий Стукалов 04; августа 2014 года